Эти статьи созданы для помощи Вам в подготовке к Таинству Крещения. Задавайте, пожалуйста, вопросы по электронной почте или по телефону мы постараемся на них дать ответы. Вся информация на сайте авторская, поэтому запрещается копирование текста без разрешения автора и указания источника.
Наша религия с самого начала крещения Руси не только благоговейно почитала иконы, но и очень серьезно относилась к изображенным на них образам, предъявляя к ним целый свод канонических требований. Читать далее...
Один из самых серьезных конфликтов в христианстве произошел в конце VIII — начале IX веков в Византии и связан он был с иконами. Возникло целое религиозное направление, отрицающее нее только почитание икон, но и их наличие в храмах или дома у верующих.
Это направление получило название «иконоборчество» и было поддержано императором Львом Третьим в 730 году. Почитателей икон начали преследовать по закону, наказывали жестоко: от изгнания из лона Церкви до смертной казни, а сами иконы уничтожались. В итоге христианство потеряло тысячи икон, мозаик, фресок, статуй святых, расписных алтарей и витражей во многих храмах…
Чем же руководствовались иконоборцы? В качестве оснований для своей деятельности была взята, истолкованная ими «в лоб» цитата из Ветхого Завета: («…не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им», Исход, 20, 4-5). Известно, что в иудаизме и по сей день категорически запрещены не только иконы, но вообще любые изображения людей даже на обычных картинах. То, что эта фраза из Ветхого Завета запрещает почитать языческих идолов, изображения и статуи которых были широко распространены, во внимание не принимается.
Свою деятельность иконоборцы активно развивали и продолжали вплоть до пришествия к власти императрицы Ирины в 787 году, когда на Никейском соборе догмат почитания икон был утвержден.
Наша религия с самого начала крещения Руси не только благоговейно почитала иконы, но и очень серьезно относилась к изображенным на них образам, предъявляя к ним целый свод канонических требований, отличающий их от обычной живописи. Икона – это не портрет, а прежде всего образ (именно так переводится на русский язык с греческого само это слово). И в домах крещеных людей иконы обязательно должны быть.
Важно заметить, что в остальных христианских конфессиях и по сей день икон нет. В некотором смысле исключением является каталицизм. Здесь есть изображения Иисуса и Девы Марии, есть библейские росписи в соборах и статуи Пречистой Девы и Христа, но и отношение к ним, и вполне реалистичный способ изображения резко отличают их от православных икон, расцениваясь как художественное украшение.
На наших иконах нельзя не заметить целую систему условностей: изображение всегда плоское, не дающее тени, перспектива – обратная, пропорции фигуры не соответствуют анатомическим. Потому что мы молимся не перед изображением человека, а перед ОБРАЗОМ Бога, Богоматери и святых, а образ – всегда условен! Вот почему наши иконописцы всегда пишут не лица, а лики, помня о том, что к Небесному нельзя подходить с земными мерками человеческого мира.
В православном понимании икона – это окно в недоступный во время земной жизни Высший мир Бога, лучик света, по которому наши молитвы возносятся к Нему. Для каждого православного христианина – это единственная прямая связь с Богом во время физического существования людей.
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
Наличие икон в Вашем доме уже само по себе освящает его. Именно поэтому после крещения младенца к домашнему иконостасу всегда добавляется икона святого, именем которого окрещен новорожденный, а молитвы мамы или отца перед ней всегда будут услышаны. Святой будет сам молиться Богу за Вашего кроху, приняв по имени особое покровительство над ним.
Лики наших икон – это не портреты людей, а выражение того, что можно увидеть и почувствовать только духовным зрением. Перед иконописцем всегда стоит очень серьезная задача, к которой он готовится особым образом: постом, молитвой, исповедью и причастием, и обязательно – благословением священнослужителя.
Автор данной статьи однажды попыталась снять с хорошо известного изображения лика Христа с Плащаницы – копию на большом рабочем принтере. Один за другим в течение двух дней на выходе появлялись… чистые пустые листы! И так до тех пор, пока не было получено на это действие благословение батюшки, после чего принтер и «выдал» одну копию Его Лика. При этом со всеми материалами и все это время устройство работало в штатном режиме и было полностью исправно… Выводы делайте сами.
Вот как тут не вспомнить слова отца Павла Флоренского о том, что не важно “…первым или сотым говорит иконописец об истине. Лишь бы была истина, и тогда ценность произведения сама собою установится".
Благоговейно относясь к Образу на иконе, мы почитаем не доску, на которой он изображен, а ту нерукотворную святость, которая в нем заключена, не к самому «окну» в Высший мир, а тому Свету, который приходит через него в наш дом. Одинаково важны все требования, предъявляемые православием к иконописи.
Примером может служить обратная перспектива икон. Мы знаем, что на обычных картинах она – прямая: последняя точка изображения всегда находится в любой картине сзади, где-то за плоскостью изображения. Смысл обратной перспективы иконы в том, что когда Вы стоите перед ней, точкой, в которой сходятся лучи невидимого Божественного Света, являетесь Вы сами, в чьей душе они сосредотачиваются в момент молитвы.
И именно в этот момент Вы становитесь сосредоточением Божьего Замысла о мире... Выражением важнейшей идеи нашей веры: Бог стал человеком, чтобы человек уподобился Богу.
Не только лики, но вообще все предметы, изображенные на иконе, обладают глубоким смысловым значением. Даже часть здания – символ целого города, ткань в руках Пресвятой Богородицы – ее покровительство, природа усиливает движения и выражения чувств. Например, на фоне иконы
XV века «Положение во гроб» изображены две скалы, повторяющие жест отчаяния одной из святых жен, на иконе того же века «Вход в Иерусалим» наклоненное дерево указывает движение ветра, а склоненная вниз голова осла дает понимание о спуске Христа с Елеонской горы – то есть отражает последовательность Евангельских событий.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА
К нам, в Россию, после ее крещения иконы пришли уже в их сложившемся догматическом виде. Основное требование заключалось в том, что каждая деталь на ней должна соответствовать Священному Писанию либо другим источникам, одобренным Церковью.
Заблуждения и предрассудки по отношению к иконам тоже существуют. Например, утверждение, которое частенько можно услышать в храмах от прихожан, мол, каждой иконе нужно молиться только о чем-то конкретном – Святителю Николаю только о путешественниках, к Божией Матери – о помощи в проблемах с детьми, а если ситуация неразрешима – к чудотворным иконам.
На самом деле это не так: любая наша икона фактически чудотворная, но одни из них прославлены очень большим количеством чудес, миро- и слезоточениями, потому так и называются. Но на самом деле Вы можете молиться, о чем угодно, любой православной иконе в полной уверенности в том, что Бог Вас слышит, и если Вы о чем-то просите, то так же, как это происходит и с прославленными образами, исполнит Вашу просьбу только в том случае, если это не повредит ни Вашей душе, ни душе того, о ком Вы молитесь!
Потому что о каждом из нас у Господа есть свой Промысел - план наилучшего устройства его судьбы и земной, и – что важнее – посмертной, в Его Вечности, учитывающий свободную волю самого человека, его право выбора на то, как и для чего ему жить в этом мире.
Мария Ветрова.
Это направление получило название «иконоборчество» и было поддержано императором Львом Третьим в 730 году. Почитателей икон начали преследовать по закону, наказывали жестоко: от изгнания из лона Церкви до смертной казни, а сами иконы уничтожались. В итоге христианство потеряло тысячи икон, мозаик, фресок, статуй святых, расписных алтарей и витражей во многих храмах…
Чем же руководствовались иконоборцы? В качестве оснований для своей деятельности была взята, истолкованная ими «в лоб» цитата из Ветхого Завета: («…не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им», Исход, 20, 4-5). Известно, что в иудаизме и по сей день категорически запрещены не только иконы, но вообще любые изображения людей даже на обычных картинах. То, что эта фраза из Ветхого Завета запрещает почитать языческих идолов, изображения и статуи которых были широко распространены, во внимание не принимается.
Свою деятельность иконоборцы активно развивали и продолжали вплоть до пришествия к власти императрицы Ирины в 787 году, когда на Никейском соборе догмат почитания икон был утвержден.
Окно в иной мир
Наша религия с самого начала крещения Руси не только благоговейно почитала иконы, но и очень серьезно относилась к изображенным на них образам, предъявляя к ним целый свод канонических требований, отличающий их от обычной живописи. Икона – это не портрет, а прежде всего образ (именно так переводится на русский язык с греческого само это слово). И в домах крещеных людей иконы обязательно должны быть.
Важно заметить, что в остальных христианских конфессиях и по сей день икон нет. В некотором смысле исключением является каталицизм. Здесь есть изображения Иисуса и Девы Марии, есть библейские росписи в соборах и статуи Пречистой Девы и Христа, но и отношение к ним, и вполне реалистичный способ изображения резко отличают их от православных икон, расцениваясь как художественное украшение.
На наших иконах нельзя не заметить целую систему условностей: изображение всегда плоское, не дающее тени, перспектива – обратная, пропорции фигуры не соответствуют анатомическим. Потому что мы молимся не перед изображением человека, а перед ОБРАЗОМ Бога, Богоматери и святых, а образ – всегда условен! Вот почему наши иконописцы всегда пишут не лица, а лики, помня о том, что к Небесному нельзя подходить с земными мерками человеческого мира.
В православном понимании икона – это окно в недоступный во время земной жизни Высший мир Бога, лучик света, по которому наши молитвы возносятся к Нему. Для каждого православного христианина – это единственная прямая связь с Богом во время физического существования людей.
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ
Наличие икон в Вашем доме уже само по себе освящает его. Именно поэтому после крещения младенца к домашнему иконостасу всегда добавляется икона святого, именем которого окрещен новорожденный, а молитвы мамы или отца перед ней всегда будут услышаны. Святой будет сам молиться Богу за Вашего кроху, приняв по имени особое покровительство над ним.
Лики наших икон – это не портреты людей, а выражение того, что можно увидеть и почувствовать только духовным зрением. Перед иконописцем всегда стоит очень серьезная задача, к которой он готовится особым образом: постом, молитвой, исповедью и причастием, и обязательно – благословением священнослужителя.
Автор данной статьи однажды попыталась снять с хорошо известного изображения лика Христа с Плащаницы – копию на большом рабочем принтере. Один за другим в течение двух дней на выходе появлялись… чистые пустые листы! И так до тех пор, пока не было получено на это действие благословение батюшки, после чего принтер и «выдал» одну копию Его Лика. При этом со всеми материалами и все это время устройство работало в штатном режиме и было полностью исправно… Выводы делайте сами.
Вот как тут не вспомнить слова отца Павла Флоренского о том, что не важно “…первым или сотым говорит иконописец об истине. Лишь бы была истина, и тогда ценность произведения сама собою установится".
Благоговейно относясь к Образу на иконе, мы почитаем не доску, на которой он изображен, а ту нерукотворную святость, которая в нем заключена, не к самому «окну» в Высший мир, а тому Свету, который приходит через него в наш дом. Одинаково важны все требования, предъявляемые православием к иконописи.
Примером может служить обратная перспектива икон. Мы знаем, что на обычных картинах она – прямая: последняя точка изображения всегда находится в любой картине сзади, где-то за плоскостью изображения. Смысл обратной перспективы иконы в том, что когда Вы стоите перед ней, точкой, в которой сходятся лучи невидимого Божественного Света, являетесь Вы сами, в чьей душе они сосредотачиваются в момент молитвы.
И именно в этот момент Вы становитесь сосредоточением Божьего Замысла о мире... Выражением важнейшей идеи нашей веры: Бог стал человеком, чтобы человек уподобился Богу.
Не только лики, но вообще все предметы, изображенные на иконе, обладают глубоким смысловым значением. Даже часть здания – символ целого города, ткань в руках Пресвятой Богородицы – ее покровительство, природа усиливает движения и выражения чувств. Например, на фоне иконы
XV века «Положение во гроб» изображены две скалы, повторяющие жест отчаяния одной из святых жен, на иконе того же века «Вход в Иерусалим» наклоненное дерево указывает движение ветра, а склоненная вниз голова осла дает понимание о спуске Христа с Елеонской горы – то есть отражает последовательность Евангельских событий.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА
К нам, в Россию, после ее крещения иконы пришли уже в их сложившемся догматическом виде. Основное требование заключалось в том, что каждая деталь на ней должна соответствовать Священному Писанию либо другим источникам, одобренным Церковью.
Заблуждения и предрассудки по отношению к иконам тоже существуют. Например, утверждение, которое частенько можно услышать в храмах от прихожан, мол, каждой иконе нужно молиться только о чем-то конкретном – Святителю Николаю только о путешественниках, к Божией Матери – о помощи в проблемах с детьми, а если ситуация неразрешима – к чудотворным иконам.
На самом деле это не так: любая наша икона фактически чудотворная, но одни из них прославлены очень большим количеством чудес, миро- и слезоточениями, потому так и называются. Но на самом деле Вы можете молиться, о чем угодно, любой православной иконе в полной уверенности в том, что Бог Вас слышит, и если Вы о чем-то просите, то так же, как это происходит и с прославленными образами, исполнит Вашу просьбу только в том случае, если это не повредит ни Вашей душе, ни душе того, о ком Вы молитесь!
Потому что о каждом из нас у Господа есть свой Промысел - план наилучшего устройства его судьбы и земной, и – что важнее – посмертной, в Его Вечности, учитывающий свободную волю самого человека, его право выбора на то, как и для чего ему жить в этом мире.
Мария Ветрова.