Эти статьи созданы для помощи Вам в подготовке к Таинству Крещения. Задавайте, пожалуйста, вопросы по электронной почте или по телефону мы постараемся на них дать ответы. Вся информация на сайте авторская, поэтому запрещается копирование текста без разрешения автора и указания источника.
На наши вопросы об обряде и сути жизни православного христианина отвечает гость нашего сайта – иерей храма Святителя Иннокентия миторополита Московского в Бескудниково отец Алексий ЕСИПОВ. Читать далее...
ОТЕЦ АЛЕКСИЙ ЕСИПОВ: «Душа - это поле. Его надо пахать, извергая сорняки грехов, проявляя терпение и сопротивляясь своим греховным желаниям...»
Сегодня на наши вопросы об обряде крещения и сути жизни православного христианина отвечает гость сайта www.dobrasvet.ru– иерей храма Святителя Иннокентия миторополита Московского в Бескудниково (Москва) отец Алексий ЕСИПОВ.
О.А. Я разницы не заметил. И думаю, что время моды на самом деле прошло. Такая мода действительно была в 90-е годы. Сейчас, когда идет по отношению к Церкви информационная война в СМИ, люди приходят в Церковь более осознанно.
А.Х. Насколько и как часто молодые родители и крестные бывают "безграмотны" в религиозных вопросах или знают нашу религию поверхностно? Возможно, просто следуют семейной традиции?
О.А. Относительно традиции Вы правы: это бывает сплошь и рядом. Можно сказать, что явление массовое. Именно поэтому и надо с людьми работать, рассказывать им о Православии и рекомендовать, что именно нужно читать, чтобы ознакомится с православной верой, войти в Церковь и начать подлинную духовную жизнь.
А.Х. Как часто крестные или родители действительно, как это рекомендуется, проходят до крещения беседу с батюшкой?
О.А. У нас в храме это бывает всегда. Перед крестинами проходят огласительные беседы как для крестных, так и для родителей. Помимо этого, я провожу перед крестинами еще одну, отдельную, беседу.
А.Х. Многие ли из крестных в Вашей практике знали наизусть "Символ Веры" и хотя бы наши основные молитвы?
О.А. К сожалению, это бывает очень редко. По числу таких людей, наверное, доли процента…
А.Х. Вопрос выбора крестных – очень серьезный. Ведь у них множество духовных обязанностей перед крестниками, может ли их понести хотя бы бОльшая часть из тех, с кем сталкивались Вы? И что можно порекомендовать в этой связи родителям?
О.А. В реальной ситуации я бы советовал брать в качестве крестных родителей тех, кто считает себя православным и согласен стать крестным, при этом не ориентируясь на степень их набожности и воцерковленности - сейчас таких людей не очень много. Есть надежда, что пройдя катехизацию, воспреемники более серьезно станут относится к своей душе, а значит, и к обязанностям по отношению к крестнику.
А.Х. Светские люди часто подвержены всевозможным суевериям, в том числе и связанным с крещением младенцев. Случалось сталкиваться с этим на практике?
О.А. Не припомню. Не потому, что этого нет, просто такие вещи часто остаются вне общения со священнослужителями, как говорят в таких случаях, – «за кадром». Это относится, скорее, к проблеме общения прихожан между собой. Конечно, в каждом храме есть свои «бабушки, знающие все» и готовые дать «совет», не имеющий отношения к Православной вере…
А.Х. Чего именно не хватает, на Ваш взгляд, сегодня нашим соотечественникам для того, чтобы можно было всерьез говорить о возрождении Православия на Руси?
О.А. Необходимо нашим соотечественникам сделать несколько вещей.
Первое - это начать регулярно, не реже, чем раз в месяц, исповедоваться и причащаться. Почему такая регулярность необходима?
Представьте себе. что вы не чистите зубы день. Потом - два, три, неделю... Сначала невыносимая вонь во рту. Через неделю ее уже не чувствуешь: рецепторы вкуса и обоняния забиваются гнилостными бактериями и нейроны не реагируют, не подают сигнал в мозг. Зато все вокруг смердящий запах чувствуют. То же самое и с Душой.
Поисповедовался, причастился - и Душа чистая, радостная, благостная. Проходит неделя, другая… Там поосуждаешь, там позлословишь, там позавидуешь, там посмотришь на наготу и осквернишься блудными желаниями... Так и оскверняется Душа.
Сначала это чувствуешь, потом это чувство отходит, только ощущается некая тяжесть, постепенно увеличиваются раздражительность, гневливость, и это тоже тяготит. Но проходит достаточно времени и перестаешь и это все чувствовать… Наступает явление под названием ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ. Чтобы оно не наступило, и нужна регулярность.
Второе - необходимо ходить на восресные богослужения - это в субботу вечером и, особенно, в воскресенье утром на Литургию. Насколько это важно, свидетельствует древнейшее апостольское правило, которое говорит о том, что, если христианин не ходил на Литургию три воскресных дня подряд (без уважительной причины), то он невидимо отлучается от Церкви Духом Святым, то есть лишается благодати и спасения.
Третье. Молитвы, совершаемые дома. У Вас должен быть православный молитвослов и по нему очень важно читать утренние и вечерние молитвы. Перед едой - молитву Господню "Отче наш", перед всяким делом - молитву "Царю Небесный".
А.Х. Насколько это все обязательно и важно?
О.А. Это все НЕОБХОДИМОЕ, но не достаточное условие для нашего спасения. Это все не должно совершаться формально. Необходимо изучать, еще две вещи:Православную Веру и духовную жизнь.
Для изучения Православия я рекомендую читать для начала "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского. Это учебник для детской воскресной школы, для детей среднего школьного возраста, написанный очень простым, понятным и доступным языком.
Для изучения духовной жизни я рекомендую прочитать несколько книг примерно в таком порядке: «Невидимая Брань» Никодима Святогороца, «Душеполезные поучения аввы Дорофея», «Как правильно настроится на духовную жизнь» святителя Феофана Затворника, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. труды Игнатия Брянчанинова - все, Киево-Печерский Патерик, Древний Патерик, «Луг Духовный» Иоанна Мосха, жития преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
А дальше - уже по рассуждению, которое человек приобретет после прочтения этих книг. К чтению Нового Завета можно приступать сразу после прочтения Закона Божия. Параллельно с этим хорошо прочитать «Толкование Евангелия» под редакцией Гладкова. После того, как раз семь прочитаете Новый Завет, можно потихоньку приступать и к Ветхому Завету. Но и, конечно, не просто читать, но и стараться применять к своей жизни.
А.Х. Список солидный – на многие месяцы, возможно, для кого-то даже годы… Что еще Вы, батюшка, могли бы пожелать нашим читателям?
О.А. Вы знаете, человеческая Душа - это поле… Его надо пахать, извергая сорняки грехов, проявляя терпение и сопротивляясь своим греховным желаниям.
Потом надо сажать, читая святых отцов и пытаясь подражать их добродетелям, взращивать это в молитве, посте, терпении и подражании - постоянно… Да, вера – это труд, немалый и ежедневный. И чем раньше мы к нему приступим - тем проще будет его совершать.
Выросшие деревья на участке гораздо труднее выкорчевывать, чем весенние сорняки.
Беседу вела Алла ХЛЕБНИКОВА,
(Специально для сайта DOBRASVET.RU).
Сегодня на наши вопросы об обряде крещения и сути жизни православного христианина отвечает гость сайта www.dobrasvet.ru– иерей храма Святителя Иннокентия миторополита Московского в Бескудниково (Москва) отец Алексий ЕСИПОВ.
Интервью
А.Х. Отец Алексий, верно ли, что в последние годы младенцев стали крестить чаще, чем в прежние, и если - да, что это с Вашей точки зрения: мода или действительно Вера?О.А. Я разницы не заметил. И думаю, что время моды на самом деле прошло. Такая мода действительно была в 90-е годы. Сейчас, когда идет по отношению к Церкви информационная война в СМИ, люди приходят в Церковь более осознанно.
А.Х. Насколько и как часто молодые родители и крестные бывают "безграмотны" в религиозных вопросах или знают нашу религию поверхностно? Возможно, просто следуют семейной традиции?
О.А. Относительно традиции Вы правы: это бывает сплошь и рядом. Можно сказать, что явление массовое. Именно поэтому и надо с людьми работать, рассказывать им о Православии и рекомендовать, что именно нужно читать, чтобы ознакомится с православной верой, войти в Церковь и начать подлинную духовную жизнь.
А.Х. Как часто крестные или родители действительно, как это рекомендуется, проходят до крещения беседу с батюшкой?
О.А. У нас в храме это бывает всегда. Перед крестинами проходят огласительные беседы как для крестных, так и для родителей. Помимо этого, я провожу перед крестинами еще одну, отдельную, беседу.
А.Х. Многие ли из крестных в Вашей практике знали наизусть "Символ Веры" и хотя бы наши основные молитвы?
О.А. К сожалению, это бывает очень редко. По числу таких людей, наверное, доли процента…
А.Х. Вопрос выбора крестных – очень серьезный. Ведь у них множество духовных обязанностей перед крестниками, может ли их понести хотя бы бОльшая часть из тех, с кем сталкивались Вы? И что можно порекомендовать в этой связи родителям?
О.А. В реальной ситуации я бы советовал брать в качестве крестных родителей тех, кто считает себя православным и согласен стать крестным, при этом не ориентируясь на степень их набожности и воцерковленности - сейчас таких людей не очень много. Есть надежда, что пройдя катехизацию, воспреемники более серьезно станут относится к своей душе, а значит, и к обязанностям по отношению к крестнику.
А.Х. Светские люди часто подвержены всевозможным суевериям, в том числе и связанным с крещением младенцев. Случалось сталкиваться с этим на практике?
О.А. Не припомню. Не потому, что этого нет, просто такие вещи часто остаются вне общения со священнослужителями, как говорят в таких случаях, – «за кадром». Это относится, скорее, к проблеме общения прихожан между собой. Конечно, в каждом храме есть свои «бабушки, знающие все» и готовые дать «совет», не имеющий отношения к Православной вере…
А.Х. Чего именно не хватает, на Ваш взгляд, сегодня нашим соотечественникам для того, чтобы можно было всерьез говорить о возрождении Православия на Руси?
О.А. Необходимо нашим соотечественникам сделать несколько вещей.
Первое - это начать регулярно, не реже, чем раз в месяц, исповедоваться и причащаться. Почему такая регулярность необходима?
Представьте себе. что вы не чистите зубы день. Потом - два, три, неделю... Сначала невыносимая вонь во рту. Через неделю ее уже не чувствуешь: рецепторы вкуса и обоняния забиваются гнилостными бактериями и нейроны не реагируют, не подают сигнал в мозг. Зато все вокруг смердящий запах чувствуют. То же самое и с Душой.
Поисповедовался, причастился - и Душа чистая, радостная, благостная. Проходит неделя, другая… Там поосуждаешь, там позлословишь, там позавидуешь, там посмотришь на наготу и осквернишься блудными желаниями... Так и оскверняется Душа.
Сначала это чувствуешь, потом это чувство отходит, только ощущается некая тяжесть, постепенно увеличиваются раздражительность, гневливость, и это тоже тяготит. Но проходит достаточно времени и перестаешь и это все чувствовать… Наступает явление под названием ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ. Чтобы оно не наступило, и нужна регулярность.
Второе - необходимо ходить на восресные богослужения - это в субботу вечером и, особенно, в воскресенье утром на Литургию. Насколько это важно, свидетельствует древнейшее апостольское правило, которое говорит о том, что, если христианин не ходил на Литургию три воскресных дня подряд (без уважительной причины), то он невидимо отлучается от Церкви Духом Святым, то есть лишается благодати и спасения.
Третье. Молитвы, совершаемые дома. У Вас должен быть православный молитвослов и по нему очень важно читать утренние и вечерние молитвы. Перед едой - молитву Господню "Отче наш", перед всяким делом - молитву "Царю Небесный".
А.Х. Насколько это все обязательно и важно?
О.А. Это все НЕОБХОДИМОЕ, но не достаточное условие для нашего спасения. Это все не должно совершаться формально. Необходимо изучать, еще две вещи:Православную Веру и духовную жизнь.
Для изучения Православия я рекомендую читать для начала "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского. Это учебник для детской воскресной школы, для детей среднего школьного возраста, написанный очень простым, понятным и доступным языком.
Для изучения духовной жизни я рекомендую прочитать несколько книг примерно в таком порядке: «Невидимая Брань» Никодима Святогороца, «Душеполезные поучения аввы Дорофея», «Как правильно настроится на духовную жизнь» святителя Феофана Затворника, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. труды Игнатия Брянчанинова - все, Киево-Печерский Патерик, Древний Патерик, «Луг Духовный» Иоанна Мосха, жития преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
А дальше - уже по рассуждению, которое человек приобретет после прочтения этих книг. К чтению Нового Завета можно приступать сразу после прочтения Закона Божия. Параллельно с этим хорошо прочитать «Толкование Евангелия» под редакцией Гладкова. После того, как раз семь прочитаете Новый Завет, можно потихоньку приступать и к Ветхому Завету. Но и, конечно, не просто читать, но и стараться применять к своей жизни.
А.Х. Список солидный – на многие месяцы, возможно, для кого-то даже годы… Что еще Вы, батюшка, могли бы пожелать нашим читателям?
О.А. Вы знаете, человеческая Душа - это поле… Его надо пахать, извергая сорняки грехов, проявляя терпение и сопротивляясь своим греховным желаниям.
Потом надо сажать, читая святых отцов и пытаясь подражать их добродетелям, взращивать это в молитве, посте, терпении и подражании - постоянно… Да, вера – это труд, немалый и ежедневный. И чем раньше мы к нему приступим - тем проще будет его совершать.
Выросшие деревья на участке гораздо труднее выкорчевывать, чем весенние сорняки.
Беседу вела Алла ХЛЕБНИКОВА,
(Специально для сайта DOBRASVET.RU).