Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий… Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,
Домостой
не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (Апостол Павел, 1 Кор. 13).
Во времена Советского Союза, наверное, ни одна книга, не считая Библии, не была опорочено в глазах общества так, как «Домострой», хотя именно благодаря громкой и частой критике о ее существовании знало большинство россиян. Главным аргументом чаще всего выдвигалось мнение о том, что «Домострой» проповедует неравноправие мужчин и женщин, унижая последних. Поэтому, когда в постсоветские времена эту книгу, наконец, переиздали, многие прочитавшие ее с умом, были удивлены отсутствием в ней этого «главного аргумента» атеистов.
На самом деле удивляться тут было нечему: в основу «Домостроя» положено христианское учение о Боге и человеке, а христианская религия – первая и на сегодняшний день единственная религия в мире, прямо провозгласившая равенство мужчины и женщины перед Богом и людьми. Достаточно в этой связи вспомнить хотя бы значение для христиан Пресвятой Богородицы. Люди, страдающие религиозной дикостью, путают разделение обязанностей и функций мужа и жены в семейной жизни с их якобы неравенством, приводя в качестве «доказательства» вырванную из текста одну-единственную, тоже очень известную, формулу: «Жена да убоится мужа своего» (Еф.5:33).
Между тем, и «Домострой», и христианство дают самое подробное разъяснение этой фразе. Означает она вовсе не страх и ужас перед супругом, а боязнь причинить любимому человеку то, что его обязательно обидит и огорчит. Причем это требование предписывается в одинаковой степени обоим супругам! Это тот самый страх, который служит в первую очередь сохранению брака и правильному воспитанию в семье детей, которые, видя взаимное уважение и бережность в общении родителей, и сами неизбежно усвоят к ним такое же отношение.
В нашем вероучении особо подчеркивается, что труд жены требует уважительного отношения к нему супруга, исключает грубости в ее адрес. Жена должна быть авторитетом для семьи как хозяйка дома, и сама не должна позволять себе скандалов и истерик. А все важные решения (например, о переезде на другое место жительства) должны приниматься супругами вместе, спокойно обсуждаться, выясняя совместно их целесообразность.
При этом в процессе воспитания ребенка, как писал известный богослов и педагог И.А.Ильин, их детям необходим ощутимый поток «мужественной, братски-товарищеской любви от отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной от матери». Именно поэтому первые месяцы и годы жизни крохи о нем заботится в основном мама, одновременно поддерживая авторитет отца, занятого тяжелым трудом содержания семьи. А затем, как только малыш достигнет возраста, в котором в состоянии выполнять, пусть вначале несложные, обязанности по дому или присутствовать при «мужской» работе отца, не только роль папы, но и в целом родителей становится равной по значению в его воспитании.
К сожалению, в сегодняшней России во всем, что касается семейной жизни, мы видим печальную картину: рост разводов, измены, рождение детей вне брака, «ополовиненные» семьи, когда ребеночек растет только с матерью, реже – с отцом, распространение среди молодежи так называемых «гражданских браков», являющихся по своей сути обычным, ни к чему не обязывающим сожительством.
Даже во вроде бы благополучных внешне семьях картина не намного лучше: большинство мамочек предпочитают или вынуждены работать, дома бывают мало, скидывая воспитание детей на бабушек и дедушек, проживших свою жизнь в атеистические времена и очень часто неспособных дать внуками верное представление о религии – скорее, наоборот. Или предоставляют целиком и полностью «воспитывать» своих чад детским садам и школам. Именно в школах невиданное до сих пор расслоение семей на «бедных» и «богатых» формирует в детях и из богатых, и из бедных семей убеждение, что главное в жизни – деньги, а не какие-то там неведомые духовные ценности. В детях из состоятельных семей формирует еще и убеждение, что они – центр мира, «пуп земли», то есть эгоизм, который в будущем приведет их к погоне за все новыми и новыми развлечениями и удовольствиями, список которых рано или поздно будет исчерпан. Что за этим следует, знают все: алкоголизм, депрессии, наркомания и в отдельных случаях – самоубийства…
В наше время уже не редкостью стала и беременность и рождение ребенка несовершеннолетними «мамами», у которых материнский инстинкт в силу возраста вообще еще не сформирован. Отсюда – младенцы, брошенные в роддомах, и хорошо еще, если просто оставленные там, а не выкинутые на помойку и все обошлось без криминала…
Нет никаких сомнений в том, что современная семья в наши дни переживает острый кризис и особенно важным сейчас становится возвращение тех семейных ценностей, которые существовали и действовали во времена наших предков – вплоть до начала прошлого века – и были тесно связаны с православием. Что же это за ценности? С чего вообще начинается православная семья?
В самую первую очередь христианское учение говорит здесь о любви. О такой, какой определял ее в своем послании апостол Павел! То есть предполагающей уважение друг к другу, терпение к недостаткам супруга, если они есть, готовности пожертвовать собой ради друг друга. Настоящая любовь включает в себя и тесную дружбу. Об этом писал еще в древнехристианские времена один из самых выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов – Флоренс Тертуллиан: «супруги вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно ободряют друг друга и руководят. Они равны в Церкви и в общении с Богом, равно делят бедность и обилие, ничего один от другого скрытного не имеют и не в тягость друг другу… Иисус Христос радуется, видя их такое домоводство, посылает мир Свой на дом сей и обитает в нем вместе с ними».
Необходимо сказать, что любовь, так же, как и вера, - это прежде всего дела, а не слова. Вот почему так важны для православной семьи, начинается которая с венчания супругов и будущих родителей, не только совместные посещения церковных служб, особенно по праздникам, но и взаимная помощь по хозяйству, постепенно вовлекающая в нее детей по мере того, как они подрастают, семейные походы в музеи, совместный загородный отдых, а если есть возможность, и поездки по святым местам. Общие чтения, беседы с детками на религиозные темы, общение с ними в играх.
Конечно, ребенок должен быть обязательно окрещен, а беседы о религии с малышом – доступны его возрасту и всегда окрашены положительно. Начать их можно с рассказов о жизни Иисуса Христа, как только малыш будет в состоянии Вас понять. Конечно, в первые годы жизни забота о крохе ложится, как уже говорилось, в основном на плечи мамы. Именно она должна научить своего сына или дочку первым молитвам, объяснить их смысл. Ребенок должен постепенно начать понимать, для чего молятся сами родители. А посещение храма не воспринимать как тяжкую обязанность, считая это праздником.
Еще во время беременности православной маме необходимо как можно чаще исповедоваться и причащаться, тем самым освящая своего младенца в утробе. Результат образа жизни православной будущей мамочки просто нельзя не заметить: новорожденный в этом случае всегда будет спокойнее своих ровесников, не будет отчаянно рыдать в храме во время крещения и причастия. Церковь всегда говорила о том, что одухотворение Богом плода происходит сразу во время зачатия и что младенец, находясь в утробе матери, чувствителен ко всем внешним воздействиям на нее, а с какого-то момента слышит и реагирует на все, что происходит и вокруг матери и с ней самой. Наша наука к такому же выводу пришла, к сожалению, только в конце прошлого века.
Разумные родители будут приучать своего малыша с самого раннего детства заботиться о себе и о других людях. Начинается это вроде бы с мелочей: купили своей крохе шоколадку? Не забудьте напомнить ему поделиться с мамой, папой, старшей сестрой или братом. Конечно, позднее Вы, скорее всего, ему же и подложите незаметно свой кусочек, но здесь очень важен сам факт, а не то, кто его съест. Это – один из первых шагов к тому, чтобы Ваша доченька или сыночек не выросли эгоистом и стяжателем, стремящимся жить за счет других людей. Нужно в этой связи и стараться подавать милостыню руками малыша, вручив ему мелочь и объяснив, почему и для чего это нужно делать.
Только в условиях воспитания правильного отношения ребенка к людям, с самого раннего его возраста любви к ним в христианском понимании этого слова, инстинктивная привязанность крохи к родителям со временем перерастет в уважение и благодарность к отцу и матери, в стремление заботиться о них. Как очень точно выразил это известный своими педагогическими книгами протоиерей Глеб Каледа, «Все, что природа связывает физически, любовь должна соединять нравственно -таков закон христианской любви». По его словам, истинная любовь требует не открытого кошелька, а открытого сердца. Он же предостерегал родителей и от того, чтобы делать из малыша «семейного кумира», перебарщивать с проявлением любви и нежности к нему.
И, конечно, первичная основа воспитания ребеночка в православной семье – это должная духовная жизнь его родителей, которую дети хорошо чувствуют с самого раннего возраста и в которой по мере своего взросления будут участвовать. Это не значит, что вы должны отгораживать их от внешнего мира!
Задача родителей готовить своих деток прежде всего к неприятию зла, которое существует в окружающей их жизни, научить их сохранять веру среди неверия и чистоту среди грехов и грязи. Чувствовать грань между своим «Я» и миром. И все это обязательно получиться, если Вы научите их, как и было сказано раньше, уважать и понимать Вас, родителей, и Вашу общую веру. Научите их подлинной любви к людям. Главное – не пожалеть на это времени и сил, о чем прекрасно написал в 18 веке святитель Иоанн Златоуст:
«Нерадение о детях больше всех грехов. Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцов, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью — но доброе воспитание»
Мария Ветрова.